Закон о рекламе будет меняться и дальше | Мегаполис Медиа
В Государственной Думе продолжается работа по внесению поправок в федеральные законы о рекламе и о СМИ. Так, 21 января на рассмотрение в Госдуму был представлен законопроект, разработанный депутатом от «Справедливой России» Михаилом Сердюком. Этот законопроект предполагает внесение в закон о СМИ поправок, запрещающих рекламу услуг экстрасенсов, магов и колдунов.
Запрет должен распространяться как на печатные СМИ, так и на интернет-издания, включая не только рекламу услуг, но и распространение информации о людях, практикующих магию.
Стоит отметить, что в 2008 и 2010 годах комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству уже предлагал запретить рекламу этого вида услуг, аргументируя, в том числе, тем, что люди, практикующие магию и оккультные науки, не платят налоги со своей деятельности и тем самым наносят экономический ущерб стране.
По словам разработчиков законопроекта поправки должны защитить население и информационное пространство от негативной деятельности людей, называющих себя «экспертами», «специалистами» и «консультантами», которые на деле являются астрологами, гадалками, магами, спиритами и экстрасенсами.
Одновременно членом комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока депутатом от ЛДПР Романом Худяковым разрабатываются очередные поправки в закон о рекламе для защиты населения от так называемой «вредной рекламы», разлагающей общество. Согласно этим поправкам, для того чтобы получить доступ к размещению на уличных стендах, в транспорте и на телевизионных каналах реклама отныне должна будет соответствовать определенным критериям.
«Сейчас я советуюсь со специалистами, разрабатываю перечень критериев, которые будут фильтровать рекламные материалы», - сообщил Роман Худяков.
В частности, предлагается запретить рекламу фаст-фуда и другой «вредной» пищи, предметов интимной гигиены, товаров секс-индустрии и другие товары и услуги, негативно влияющие на нравственное воспитание несовершеннолетних, нарушающие нормы нравственности и наносящие вред здоровью пенсионеров.
Позицию разработчика законопроекта поддержал член комитета Госдумы по охране здоровья депутат от КПРФ Александр Кравец, по словам которого «запрет на рекламу вредных продуктов мог бы оказать хорошую поддержку здоровью россиян, которых сбивают с толку яркие обертки и рекламные слоганы».
Деятели рекламной сферы неоднозначно отнеслись к новым законодательным инициативам. Одни, как руководитель рекламного агентства TimeAd Никита Дрожжин, в целом поддержали законопроект, согласившись, что «рекламному рынку России необходима некоторая чистка».
Другие указали на то, что рекламный рынок России и так уже испытывает значительные трудности. По заявлению генерального директора рекламного агентства ЗАО «XXI век - ТВ» Анны Титовой: «Малый и средний бизнес, специализирующийся на рекламе, сейчас надо бы поддержать, а не добавлять ограничений в его деятельность. Этих ограничений уже накопилось гораздо большее количество, нежели способны выдержать некоторые компании в нашей сфере».
Напомним, что рынок рекламы медицинских услуг с 1 января 2014 года оказался практически парализован из-за введения поправок в закон о рекламе.
Так отныне запрещается упоминание в рекламе конкретных видов медицинских услуг, включая лечебные и диагностические методы. То есть фактически медицинские учреждения лишились возможности информировать о конкретных видах своей деятельности, и разрешенными остались лишь общие фразы о здоровье.
По словам юриста «Вечерней Москвы» Бориса Захарова: «Условия договоров начали ужесточаться. Непонятно, кому такие запреты могут быть выгодны? Уж точно не потребителям медицинских услуг - им теперь эта информация будет недоступна».
С ним согласны многие другие специалисты рекламного рынка, например, юрист рекламного агентства «Алькасар» Дмитрий Челушкин: «Приходится пересматривать контракты, и в первую очередь пострадали клиники, которые оказывают специализированные медицинские услуги - теперь их рекламировать нельзя».
Как заявил генеральный директор Ассоциации рекламодателей Федор Борисов: «Реклама выполняет важнейшие функции. Она и стимулирует спрос, и просвещает потенциальных потребителей, и информирует о возможностях получить необходимые им услуги. От ее ограничений и тем более запретов пострадают не только СМИ, но и потребители».
Паралич рынка медицинской рекламы объясняется еще и тем, что ответственность за нарушение законодательства ложится как на рекламодателей, так и на распространителей рекламы, а именно штрафы от 200 до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Кроме того, как оказалось, между частями 7 и 8 статьи 24 закона существует явное противоречие.
В части 7 говорится: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов».
А в части 8 сказано: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».
Спрашивается, что означает «специальная подготовка», если все врачи в обязательном порядке должны иметь высшее образование, и зачем одной статьей ограничивать то, что запрещено другой?
По заявлению начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николая Карташова: «Прочтение нормы закона может быть только однозначным. А в законе теперь сказано: реклама медицинских услуг не допускается нигде, кроме специализированных изданий и медицинских мероприятий».
Его позицию поддержал председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников, согласившись, что «закон не предполагает наличия между ним и гражданами толмачей и переводчиков».
Для разрешения этого противоречия в законе о рекламе и разъяснения, что же на самом деле запрещено, а что разрешено, в какой форме и с какими ограничениями, сегодня, 22 января в комитете Госдумы по охране здоровья прошло специальное совещание, которое едва ли окажется последним на эту тему.
Запрет должен распространяться как на печатные СМИ, так и на интернет-издания, включая не только рекламу услуг, но и распространение информации о людях, практикующих магию.
Стоит отметить, что в 2008 и 2010 годах комитет Госдумы по экономической политике и предпринимательству уже предлагал запретить рекламу этого вида услуг, аргументируя, в том числе, тем, что люди, практикующие магию и оккультные науки, не платят налоги со своей деятельности и тем самым наносят экономический ущерб стране.
По словам разработчиков законопроекта поправки должны защитить население и информационное пространство от негативной деятельности людей, называющих себя «экспертами», «специалистами» и «консультантами», которые на деле являются астрологами, гадалками, магами, спиритами и экстрасенсами.
Одновременно членом комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока депутатом от ЛДПР Романом Худяковым разрабатываются очередные поправки в закон о рекламе для защиты населения от так называемой «вредной рекламы», разлагающей общество. Согласно этим поправкам, для того чтобы получить доступ к размещению на уличных стендах, в транспорте и на телевизионных каналах реклама отныне должна будет соответствовать определенным критериям.
«Сейчас я советуюсь со специалистами, разрабатываю перечень критериев, которые будут фильтровать рекламные материалы», - сообщил Роман Худяков.
В частности, предлагается запретить рекламу фаст-фуда и другой «вредной» пищи, предметов интимной гигиены, товаров секс-индустрии и другие товары и услуги, негативно влияющие на нравственное воспитание несовершеннолетних, нарушающие нормы нравственности и наносящие вред здоровью пенсионеров.
Позицию разработчика законопроекта поддержал член комитета Госдумы по охране здоровья депутат от КПРФ Александр Кравец, по словам которого «запрет на рекламу вредных продуктов мог бы оказать хорошую поддержку здоровью россиян, которых сбивают с толку яркие обертки и рекламные слоганы».
Деятели рекламной сферы неоднозначно отнеслись к новым законодательным инициативам. Одни, как руководитель рекламного агентства TimeAd Никита Дрожжин, в целом поддержали законопроект, согласившись, что «рекламному рынку России необходима некоторая чистка».
Другие указали на то, что рекламный рынок России и так уже испытывает значительные трудности. По заявлению генерального директора рекламного агентства ЗАО «XXI век - ТВ» Анны Титовой: «Малый и средний бизнес, специализирующийся на рекламе, сейчас надо бы поддержать, а не добавлять ограничений в его деятельность. Этих ограничений уже накопилось гораздо большее количество, нежели способны выдержать некоторые компании в нашей сфере».
Напомним, что рынок рекламы медицинских услуг с 1 января 2014 года оказался практически парализован из-за введения поправок в закон о рекламе.
Так отныне запрещается упоминание в рекламе конкретных видов медицинских услуг, включая лечебные и диагностические методы. То есть фактически медицинские учреждения лишились возможности информировать о конкретных видах своей деятельности, и разрешенными остались лишь общие фразы о здоровье.
По словам юриста «Вечерней Москвы» Бориса Захарова: «Условия договоров начали ужесточаться. Непонятно, кому такие запреты могут быть выгодны? Уж точно не потребителям медицинских услуг - им теперь эта информация будет недоступна».
С ним согласны многие другие специалисты рекламного рынка, например, юрист рекламного агентства «Алькасар» Дмитрий Челушкин: «Приходится пересматривать контракты, и в первую очередь пострадали клиники, которые оказывают специализированные медицинские услуги - теперь их рекламировать нельзя».
Как заявил генеральный директор Ассоциации рекламодателей Федор Борисов: «Реклама выполняет важнейшие функции. Она и стимулирует спрос, и просвещает потенциальных потребителей, и информирует о возможностях получить необходимые им услуги. От ее ограничений и тем более запретов пострадают не только СМИ, но и потребители».
Паралич рынка медицинской рекламы объясняется еще и тем, что ответственность за нарушение законодательства ложится как на рекламодателей, так и на распространителей рекламы, а именно штрафы от 200 до 500 тыс. рублей для юридических лиц.
Кроме того, как оказалось, между частями 7 и 8 статьи 24 закона существует явное противоречие.
В части 7 говорится: «Реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов».
А в части 8 сказано: «Реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».
Спрашивается, что означает «специальная подготовка», если все врачи в обязательном порядке должны иметь высшее образование, и зачем одной статьей ограничивать то, что запрещено другой?
По заявлению начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Николая Карташова: «Прочтение нормы закона может быть только однозначным. А в законе теперь сказано: реклама медицинских услуг не допускается нигде, кроме специализированных изданий и медицинских мероприятий».
Его позицию поддержал председатель комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников, согласившись, что «закон не предполагает наличия между ним и гражданами толмачей и переводчиков».
Для разрешения этого противоречия в законе о рекламе и разъяснения, что же на самом деле запрещено, а что разрешено, в какой форме и с какими ограничениями, сегодня, 22 января в комитете Госдумы по охране здоровья прошло специальное совещание, которое едва ли окажется последним на эту тему.