Реклама как искусство | Мегаполис Медиа
9 июля 2013 года в Государственном музее изобразительных искусств им А.С.Пушкина открылась выставка «Реклама и обложка американских журналов». По замыслу устроителей выставки, более чем 200 выставленных экспонатов должны продемонстрировать, что реклама в печатных изданиях может быть подлинным образцом искусства.
В экспозиции представлены глянцевые обложки американских журналов конца XIX – начала XX веков, когда произошло формирование понятия «обложки» как лица журнала. Ее начали печатать на более плотной и качественной бумаге, при этом большое значение стало придаваться художественному оформлению. Одновременно произошло разделение журналов по специализации – на мужские и женские, журналы для домохозяек и журналы для высокосветских леди, что было связано с устойчивым формированием американского среднего и состоятельного классов. Одновременно обложка стала представлять товары главных рекламодателей издания. С тех пор понятия обложка и реклама в глянцевых журналах стали неразделимы.
Как и в нынешних изданиях, в журналах столетней давности реклама могла занимать обложку, разворот или иметь вид модуля, собрание которых называлось в те времена словом «классифайд». Несмотря на прошедшие сто лет, тематическое содержание рекламы прошлого мало отличается от рекламы в современном «глянце» – это медицинские услуги, украшения, модные аксессуары, одежда и обувь, часы, автомобили и многое другое, что и сегодня занимает развороты, полосы и обложки журналов.
Понимая огромное значение визуального восприятия для продвижения своих товаров, рекламодатели привлекали к сотрудничеству лучших художников и дизайнеров своего времени, таких как Эдвард Пенфилд, Хелен Драйден, Джордж Вулф Планк.
Эдвард Пенфилд, работавший для Harper's Magazine, создал принципиально новую концепцию рекламной обложки, которая сохраняется и по сей день – в виде монолитной цветной композиции с изображением лица, фигуры или предмета крупным планом.
Хелен Драйден, известная как создательница стиля Vogue, признавалась, что на нее большое влияние произвели работы русского художника Льва Бакста.
Творчество Джорджа Вулфа Планка, работавшего для журнала Vanity Fair, отличали подчеркнутая декоративность и изысканная роскошь.
Работы этих и других мастеров, представленные на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина, демонстрируют роль рекламной обложки как самостоятельного жанра и опровергают мнение тех, кто считает рекламу в печатных изданиях вынужденным маркетинговым компромиссом, лишенным какой-либо художественной ценности.
Выставка «Реклама и обложка американских журналов» в ГМИИ им. А.С. Пушкина продлится до 6 октября 2013 года.